Раздел 8. Промышленное производство, материалы и транспорт


8.82 Безасбестовые фрикционные композиционные материалы и изделия фрикционного назначения

Реквизиты организации-разработчика, контактное лицо

ГНУ «Институт механики металлополимерных систем имени В.А. Белого НАН Беларуси»
246050, г. Гомель, ул. Кирова, 32а

Сергиенко Владимир Петрович
Тел.: +375 (232) 77-35-75; Факс: +375 (232) 77-52-11

Аннотация проекта

Изделия фрикционного назначения предназначены для широкого спектра тормозных узлов, работы в среде масла, муфт сцепления и других передаточных устройств.

Описание проекта

Материалы изготавливаются на основе порошковых термореактивных смол, синтетических каучуков, органических и минеральных волокон, наполнителей и модификаторов. Материалы перерабатываются в изделия методом прямого прессования на стандартном оборудовании, хорошо дозируются. Процесс изготовления материалов и переработки их в изделия характеризуется низкой энергоемкостью. Материалы экологически безопасны.
Разработаны технологии производства следующих изделий:
- для тормозных узлов: дисковые тормоза транспортных средств, в том числе тракторов «Беларус», тормозные колодки мототехники, фрикционные накладки дисков гидро-, пневмотормозов различного технологического оборудования, в том числе применяемого в производстве металлокорда и проволоки, фрикционные диски для различных обустройств железнодорожного транспорта и аэропортов (электротормоза телескопических трапов используемых в аэропортах, шлагбаумов и т.д.);
- для муфт сцепления и других передаточных устройств: накладки для муфт сцепления трактора «Беларус», накладки сцепления автобусов, фрикционные накладки электромуфт технологического оборудования;
- для работы в среде масла: фрикционные диски многодисковых маслоохлаждаемых тормозов карьерных самосвалов и тракторов, фрикционные диски гидромеханических передач автотракторной техники, накладки и диски вала отбора мощности трактора «Беларус», фрикционные диски для канатных машин применяемых в производстве металлокорда и текстильных нитей.

Тип технологии

Технические и экономические преимущества

Материалы обладают повышенной текучестью и стойкостью к кратковременному воздействию высоких температур. По основным показателям не уступают асбестосодержащим фрикционным материалам.

Инновационные аспекты предложения

Высокий показатель цена-качество.

Где была представлена технология

Ключевые слова

Антифрикционный композит, узел трения, втулка.

Текущая стадия развития

Статус прав интеллектуальной собственности

Область применения технологии

Предназначены для изготовления тормозных устройств, муфт сцепления и фрикционов мобильных машин, летательных аппаратов, подвижного состава и технологического оборудования.

Классификатор Европейской сети трансфера технологий IRC

Предпочитаемые регионы

Практический опыт

Используются на предприятиях: ПО «Минский тракторный завод»; РУП «Белорусский металлургический завод»; РУПП «БелАЗ» и др.

Влияние на окружающую среду

Не оказывает.

Предлагаемые формы сотрудничества

Условия и ограничения при передаче технологии

Отсутствуют.

Поддержка, предоставляемая при передаче технологии