Раздел 8. Промышленное производство, материалы и транспорт


8.48 Типоразмерный ряд мехатронных систем управления трансмиссиями мобильных машин

Реквизиты организации-разработчика, контактное лицо

ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси»
220072, г. Минск, ул. Академическая, 12
Тел./факс: +375 (17) 210-07-49

Белевич Александр Владимирович
Тел.: +375 (17) 284-22-30

Аннотация проекта

Типоразмерный ряд мехатронных систем управления трансмиссиями мобильных машин включает комплекс электронных систем автоматического и командного управления механических и гидромеханических трансмиссий, применяемых на карьерных самосвалах БелАЗ, колесных шасси МЗКТ и тракторах «Беларус».

Описание проекта

Типоразмерный ряд мехатронных систем управления трансмиссиями мобильных машин выполнен на базе единой программно-аппаратной платформы построения распределенных информационно-управляющих систем с «интеллектуальной» периферией. Базовый состав систем включает следующие электронные модули взаимодействующие по последовательному каналу связи CAN 2.0B:
Системный концентратор, реализующий основные функциональные алгоритмы системы по автоматическому выбору передач и управлению их переключением в переходных режимах работы, а также организующий функциональное взаимодействие модулей как внутри системы так и с внешними системами установленными на автомобиле;
Периферийный модуль управления, реализующие управление пропорциональными и дискретными электрогидравлическими клапанами переключения ступеней трансмиссии на основании команд системного концентратора, а также обработку сигналов датчиков физических величин используемых системой на локальном уровне, либо взаимодействие с их «интеллектуальными» аналогами;
Модуль отображения информации, представляющий водителю информацию о параметрах движения машины (режим работы системы управления (автомат, командный, нейтраль, стоянка)), скорости вращения элементов трансмиссии, текущей, рекомендуемой и зафиксированной передачах, фактах блокировки гидротрансформатора и включения тормоза-замедлителя; об аварийных ситуациях, а также сервисную информацию, необходимую для настройки системы и ее технического обслуживания в условиях эксплуатации.
Избиратель режимов типа джойстик реализующий эргономичный интерфейс водитель-система по выбору текущего режима работы системы, в том числе управление режимами отображения информации.
Системы адаптированы для использования в составе мобильных машин отечественного производства и обеспечивают управление трансмиссией в автоматическом, командном и аварийном режимах работы. Программно-аппаратная реализация систем позволяет реализовывать алгоритмы управления трансмиссией в переходных режимах работы под нагрузкой, без разрыва потока мощности с использованием «электронной плавности», что наиболее полно использовано в системах управления типоразмерным рядом трансмиссий тракторов «Беларус».

Тип технологии

Технические и экономические преимущества

Использование распределенной архитектуры построения систем на базе унифицированных электронных модулей позволяет повысить серийность их производства на основании чего снизить стоимость как самих систем, так и их технического обслуживания в процессе эксплуатации. Также, использование распределенной архитектуры позволяет располагать электронные модули в непосредственной близости от объектов управления, что позволяет значительно снизить число и длину прокладываемых проводов.

Инновационные аспекты предложения

Использование распределенной архитектуры с «интеллектуальной» периферией.

Где была представлена технология

Выставки НАН Беларуси, выставка продукции предприятий Министерства промышленности, научно-технические конференции.

Ключевые слова

Трансмиссия, электроника, микропроцессор, автомобиль, автоматика.

Текущая стадия развития

Статус прав интеллектуальной собственности

Область применения технологии

Автомобилестроение;
Тракторостроение;
Специальное машиностроение.

Классификатор Европейской сети трансфера технологий IRC

Предпочитаемые регионы

Практический опыт

ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси» имеет многолетний опыт разработки электронных систем управления для мобильных машин отечественного производства.

Влияние на окружающую среду

Не оказывает.

Предлагаемые формы сотрудничества

Условия и ограничения при передаче технологии

Поддержка, предоставляемая при передаче технологии